Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования Островецкого райисполкома
Государственное учреждение образования
1. Настоящая Инструкция определяет порядок действий педагогических работников по выявлению детей, подвергшихся насилию, включающий психологическое просвещение, психологическую диагностику и психологическую помощь.
2. Для целей настоящей Инструкции применяются термины и их определения в значениях, установленных Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка», Законом Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи», настоящей Инструкцией, иными нормативными правовыми документами.
3. Работники учреждений образования выявляют детей, подвергшихся насилию при выполнении должностных обязанностей, а также при проведении психологического просвещения, психологической диагностики, индивидуальной профилактической работы, осуществлении иной деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений, обеспечению прав и законных интересов детей.
4. Психологическое просвещение по выявлению детей, подвергшихся насилию, организуется ежегодно в учреждениях образования в периоды с 1 марта по 1 апреля и с 25 августа по 25 сентября и включает выступления педагогов-психологов на собраниях трудовых коллективов, родительских собраниях, беседы с детьми, их родителями (усыновителями, удочерителями), опекунами или попечителями, другие мероприятия, направленные на распространение психологических знаний о видах насилия, его проявлениях, анкетирование детей с использованием анкеты (приложение 1 к настоящей Инструкции), педагогических работников, родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей с использованием карты наблюдений (приложение 2 к настоящей Инструкции).
5. По результатам психологического просвещения педагог-психолог:
в течение 2 рабочих дней анализирует результаты анкетирования детей и педагогических работников, родителей (усыновителей, удочерителей), опекунов или попечителей;
в необходимых случаях в течение 2 рабочих дней проводит беседы с детьми, в ходе которых устанавливает с ними психологической контакт, изучает их эмоциональное состояние, использует методы психологической диагностики, указанные в приложении 3 к настоящей Инструкции;
для уточнения карты наблюдений проводит беседу с педагогическими работниками, родителями (усыновителями, удочерителями), опекунами или попечителями;
в течение 1 рабочего дня информирует руководителя учреждения образования о результатах работы.
6. Руководители учреждений образования, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его жизни, здоровью и развитию, немедленно сообщают об этом в компетентный государственный орган.
7. Во время проведения компетентными органами следственных (иных) мероприятий педагог-психолог оказывает психологическую поддержку психоэмоционального состояния ребенка и его законных представителей, исключая работу со случаем насилия.
После завершения следственных (иных) мероприятий педагог-психолог продолжает оказывать психологическую помощь детям в полном объеме, включая проработку случая насилия. Психологическая помощь детям, подвергшимся сексуальному насилию, включает методы и методики согласно приложению 4 к настоящей Инструкции. Психолог, оказывающий психологическую помощь, самостоятельно выбирает форму оказания психологической помощи, максимально эффективные и надежные методы и методики исходя из целей оказания психологической помощи (насилие), ее видов, своей профессиональной компетентности, пола, возраста, особенностей личности ребенка, подвергшегося насилию, и его поведения.
Приложение 1
к Инструкции о порядке действий педагогических работников по выявлению детей, подвергшихся насилию
Анкета
ФИО ___________________________________________________________________________
Учреждение образования_______________Класс/группа ___________________________
Возраст ____________________ Пол _____________________________
1. Как часто ты проводишь свободное время со своими родителями?
1. каждый день; 2. не чаще одного раза в неделю; |
3. не чаще одного раза в месяц; 4. как придется. |
2. Кому ты мог бы доверить свои секреты?
1. маме; 2. папе; 3. брату, сестре; |
4. подруге, другу; 5. другое (укажите) |
3. За что наказывают тебя твои родители?
1. за плохие отметки в школе; 2. за то, что не прибрал (-а) в квартире; 3. за то, что не вовремя вернулся (-ась) вечером с прогулки; |
4. за плохое поведение; 5. за вранье; 6. другое (укажите) |
4. Какой вид наказания чаще всего используют твои родители?
1. ругают за поступок; 2. лишают карманных денег; 3. не разрешают общаться с друзьями (подвергают домашнему аресту); |
4. не разрешают играть на компьютере; 5. бьют; 6. другое (укажите) |
5. Согласен ли ты с методами наказания своих родителей?
1. да; 2. скорее да, чем нет; |
3. скорее нет, чем да; 4. нет. |
6. По твоему мнению насилие — это:
1. унижение одного человека другим; 2. причинение физического вреда другому человеку; |
3. подчинение себе другого человека; 4. другое (напиши) |
7. Как ты думаешь, какие виды насилия встречаются в современной семье?
1. физическое насилие; 2. психологическое насилие; |
3. сексуальное насилие; 4. другое (укажите) |
8. Кто из членов семьи чаще всего, по твоему мнению, подвергается насилию?
1. младшие братья и сестры; 2. старшие братья и сестры; 3. папа; 4. мама; |
5. дедушка, бабушка; 6. домашние животные; 7. другие (укажите) |
9. Кто из членов семьи чаще всего, по твоему мнению, выступает насильником?
1. младшие братья и сестры; 2. старшие братья и сестры; 3. папа; |
4. мама; 5. дедушка, бабушка; 6. другие (укажите) |
10. Ты считаешь наказание детей в семье — это насилие?
1. да; 2. скорее да, чем нет; |
3. скорее нет, чем да; 4. нет. |
11. Какое наказание ты расцениваешь как насилие над ребенком?
1. оскорбление словами; 2. физическое воздействие; 3. сексуальное домогательство; |
4. лишение удовольствия, запрет на деятельность, приносящую удовлетворение; 5. другие (укажите) |
12. Что, по твоему мнению, может быть причиной насилия в семье?
1. жизненные проблемы; 2. неурядицы на работе; 3. демонстрация насилия в печатных и телевизионных СМИ; 4. склонность личности к насилию; |
5. неуравновешенность эмоциональной сферы (эмоциональные срывы); 6. ситуация безысходности и отчаяния; 7. алкоголизм родителей; 8. другое (укажите) |
13. Считаешь ли ты себя жертвой насилия?
1. да; 2. скорее да, чем нет; |
3. скорее нет, чем да; 4. нет. |
14. Какому виду насилия ты подвергался?
1. физическое насилие; 2. психологическое насилие; |
3. сексуальное насилие; 4. другое (укажите) |
15. Что, по твоему мнению, нужно сделать, чтобы избежать насилия?
1. укажи ________________________________________________________________________
2. не знаю.
16. Ощущаешь ли ты себя защищенным и любимым в своей семье
1. да;
2. нет;
3. не всегда.
17. В какие учреждения можно обратиться, если человек стал жертвой семейного насилия?
1. милиция; 2. социально-педагогические центры; 3. телефон доверия; 4. школа/гимназия; |
5. поликлиника/больница; 6. центр дружественный подросткам; 7. другое (укажите) |
18. Какие правовые документы по защите семьи от насилия существуют в нашем законодательстве?
1. Конституция Республики Беларусь 2. Кодекс о браке и семье 3. Закон о правах ребенка |
4. Уголовный кодекс 5. Кодекс об административных правонарушениях |
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!
Приложение 2
к Инструкции о порядке действий педагогических работников по выявлению детей, подвергшихся насилию
Карта наблюдений
Инструкция: отметьте, пожалуйста, поведение, которое наиболее часто встречается у ребенка.
Ф.И.О. опрашиваемого______________________________________________
Ф.И.О. ребенка, возраст______________________________________________
Дата ______________________________________________________________
№ |
Индикатор |
Да |
Нет |
1 |
Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос |
||
2 |
Игнорирует сверстников, не идет с ними на контакт |
||
3 |
Ведет себя подобно «настороженному животному», держится вдали от взрослых |
||
4 |
Апатичен, пассивен, невнимателен, редко смеется |
||
5 |
Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии (настроения) |
||
6 |
Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям |
||
7 |
Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим, им легко управлять |
||
8 |
Одевается вызывающе (брюки, прическа – мальчики; преувеличенность в одежде, косметика – девочки) |
||
9 |
Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя |
||
10 |
Негативно относится к замечаниям |
||
11 |
Агрессивен (кричит, употребляет силу). Пристает к более слабым детям |
||
12 |
Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям |
||
13 |
Не заинтересован в учебе |
||
14 |
Не заинтересован в одобрении или неодобрении взрослых |
||
15 |
Не пунктуален, не старателен |
||
16 |
Бесцельно двигает руками Разнообразные «тики» |
||
17 |
Грызет ногти |
||
18 |
Слишком инфантилен в речи. Заикается, запинается. Трудно вытянуть из него слово |
||
19 |
Родители сознательно лгут, оправдывают отсутствие ребенка в школе |
||
20 |
Выглядит так, как будто очень плохо питается |
||
21 |
Частые вирусные заболевания, головные боли |
Обработка результатов:
Шкалы:
1. Недоверие к новым людям и ситуациям – 1, 2, 3.
2. Депрессия и уход в себя – 4, 5, 6.
3. Тревожность по отношению к окружающим – 7, 8, 9.
4. Враждебность по отношению к окружающим – 10, 11, 12.
5. Недостаток социальной нормативности – 13, 14,15.
6. Невротические симптомы – 16, 17, 18.
7. Неблагоприятные условия среды – 19, 20, 21.
Уважаемые родители, помните, запрет на пользование компьютером
не дает желаемых результатов, поэтому:
1. контролируйте своих детей в Сети с помощью специальных программ. Они помогут вам определить вредоносное программное обеспечение, понять, какие сайты посещал ваш ребенок, что он там делал;
2. научите ребенка методам «сохранения сознания». Когда страшно, паника, тревожность, непонимание, что происходит — выключить компьютер, побыть в тишине, выспаться, принять душ, сделать дыхательные упражнения, поговорить с близким взрослым;
3. научите ребенка техникам переключения, «выхода из виртуальности» — сделать что-то быстрое с привлечением органов чувств: сильно потереть ладонь об ладонь, умыться, потопать ногами, громко крикнуть;
4. установите режим сна. Если ребенок недосыпает, у него снижается критичность, ухудшается память, увеличивается тревожность и внушаемость, падает иммунитет. На использование интернета и телефона ночью должно быть наложено табу;
5. учите ребенка критическому мышлению — задавать «неудобные» вопросы, выстраивать логические цепочки, говорить «нет» или «я подумаю» на непонятные предложения. Создайте в семье такие условия, чтобы ребенок мог задавать вопросы и получать ответы — «зачем мне это надо?», «почему я должен это делать?»;
6. если ребенок длительное время проводит в виртуальном пространстве, предложите ему совместное времяпрепровождение, связанное с занятиями, любимым им ранее, делом, увлечениями, интересами. При этом условьтесь, что в данное время вы не пользуетесь какими бы то ни было гаджетами, но помните, что это условие распространяется и на вас;
7. старайтесь по мере возможности чаще всей семьей бывать на природе, заниматься любимым видом спорта, посещать выставки, театры, концерты, гулять в парке и т.п.;
8. поддерживайте связь с классным руководителем, школьным психологом. Договоритесь, чтобы вам помогли и предоставили
вашему ребенку возможность быть где-то значимым, делать что-то нужное и полезное вместе со сверстниками;
9. участвуйте в жизни вашего ребенка, наблюдайте и анализируйте его поведение;
10. если вы заметили, что в отношениях вашего ребенка с вами и (или) его друзьями, его настроении, поведении, успеваемости, внешнем виде происходят изменения не в лучшую сторону, постарайтесь быть предельно внимательными и благожелательными к ребенку и выйти с ним на доверительный разговор.
11. если попытка выяснить причины происходящих изменений не увенчалась успехом, не пытайтесь «давить» на ребенка, обратитесь за помощью к квалифицированным специалистам (позвоните на «горячую линию»; обратитесь к психологу учреждения образования, в котором учится ваш ребенок либо в центр дружественный детям при детской поликлинике).
Телефоны «Доверия»
(экстренной психологической помощи)
Республиканская «Детская телефонная линия»: 8 (801) 100-16-11.
Телефон доверия для взрослых г. Минск: 8 (017) 290-44-44;
Телефон доверия для детей и подростков г. Минск: 8 (017) 263-03-03.
Человек, подвергшийся домашнему террору впервые, в отчаянии – он не знает, куда идти и где искать защиту. Часто на руках маленький ребёнок или больные родственники, полная материальная зависимость от тирана и кажется, что ситуация безвыходная – даже уйти некуда. Для оказания социальной услуги временного приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье, в территориальных центрах социального обслуживания населения создается "кризисная" комната. "Кризисная" комната - специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания.
Режим работы "кризисной" комнаты - круглосуточный. Услуга оказывается гражданам старше 18 лет и семьям с детьми территориальным центром по месту обращения независимо от места регистрации (места жительства).
Во время пребывания граждан в "кризисной" комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности определяются по принципу самообслуживания. При заселении семьи с детьми уход за детьми осуществляется родителем.
В период пребывания в "кризисной" комнате питание граждан при необходимости осуществляется из средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи, других источников, не запрещенных законодательством.
Срок пребывания в "кризисной" комнате граждан определяется в договоре и может быть продлен с учетом обстоятельств конкретной жизненной ситуации.
Для заключения договора оказания социальных услуг, граждане предоставляют письменное заявление и документ, удостоверяющий личность.
За оказанием данной услуги граждане обращаются в территориальный центр самостоятельно или по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, образования, внутренних дел, организаций здравоохранения, других государственных органов и организаций.
В случае экстренной необходимости в получении услуги временного приюта, и отсутствия у гражданина документа, удостоверяющего личность, услуги оказываются на основании письменного заявления с последующим предоставлением документа, удостоверяющего личность, в течение 3 рабочих дней с даты подачи заявления.
Услуга предоставляется бесплатно.
За консультацией и конкретными видами помощи (временный приют, юридической, психологической и др.).
Вы можете обратиться самостоятельно, где ответственные за организацию деятельности по оказанию помощи гражданам, пострадавшим от домашнего насилия окажут Вам первичную консультацию и помощь.
Общенациональная горячая линия
В Беларуси действует общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801. Время работы с 8.00 до 20.00. Звонок бесплатный только со стационарного телефона. Позвонить на горячую линию пострадавшим от насилия можно и с номера мобильного оператора. В этом случае абонент будет оплачивать звонок по тарифам соединения со стационарной сетью. Специалисты горячей линии помогут разобраться в ситуации и подскажут, где и как получить дальнейшую помощь.
В медицинские учреждения
по месту жительства и «снять» побои. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите наказать преступника.
В правоохранительные органы
по телефону 102 (круглосуточно). Помните, что Вы имеете право выбрать меру наказания в виде «штрафа» либо «лишения свободы».
Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасными явлениями и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения.
Заблуждением является уверенность в том, что сексуальное насилие над ребенком обязательно оставляет физические свидетельства. Сексуальное насилие может быть как контактным, так и бесконтактным. Преступления против половой неприкосновенности детей включают в себя не только половой акт, но и развратные действия растлевающего характера.
Подобного рода преступные действия, в большинстве случаев, растянуты во времени и чаще всего совершаются хорошо знакомыми детям людьми или родственниками (по результатам исследований – до 80%).
Вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей является сексуальным насилием или развращением.
К сексуальному насилию относятся:
демонстрация взрослым человеком ребенку своих половых органов;
ласки и прикосновения к половым органам ребенка;
сексуальные игры и половой акт с ребенком;
демонстрация или просмотр с ребенком материалов порнографического содержания;
вовлечение ребенка в изготовление порнографической продукции;
вовлечение ребенка в занятия проституцией.
Сексуальная эксплуатация - порнографические фотографии и фильмы с участием детей, проституция.
Одним из достаточно распространенных видов сексуального насилия является инцест – сексуальное насилие над ребенком со стороны кровного родственника.
Конечно, получить достоверную картину распространенности этого вида насилия очень сложно, т. к. большинство случаев остаются неизвестными. Иногда правда о фактах насилия открывается спустя много лет, когда ребенок вырастает. Это объясняется целым рядом причин, и, прежде всего, нежеланием «выносить сор из избы», недоверием к службам и структурам, оказывающим помощь пострадавшим, а также боязнью, что, если обидчик будет осужден, семья «лишится кормильца».
Чаще всего инцест продолжается долгие годы из-за того, что ребенок никому не рассказывает о происходящем, с одной стороны, опасаясь, что ему не поверят, а с другой – боясь доставить неприятности самым близким людям: маме и папе. Взрослые насильники пользуются этим и всячески убеждают ребенка в том, что он должен хранить тайну.
В случае если преступник не входит в ближайшее окружение ребенка, то он выстраивает целую стратегию общения с будущей жертвой: начинает со знакомства, расположения ребенка к себе, постепенно переходит к бесконтактным, и только затем к контактным видам насилия. При этом насильник берет с ребенка обещание хранить в секрете то, что происходит с ребенком (иногда используя запугивание).
Также принуждение взрослым несовершеннолетнего к сексуальным действиям может осуществляться при помощи не только физической силы, но и психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической расправы. Насилие может также совершаться, когда человек, принуждаемый к сексу, не способен дать на это своего согласия, например, если он пьян, находится под действием наркотических веществ или психологически не в состоянии оценить ситуацию.
В уголовном законодательстве Республики Беларусь сексуальное насилие или развращение несовершеннолетних выделены в отдельную главу «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы».
Наиболее часто несовершеннолетние признаются потерпевшими при расследовании уголовных дел, возбужденных по ст.ст.166, 167, 168, 169 Уголовного Кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекса) и других.
Статья 166. Изнасилование
Статья 167. Насильственные действия сексуального характера
Статья 168. Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста
Статья 169. Развратные действия
В 2021 году на территории Гродненской области произошел существенный рост зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних.
Справочно: В январе-октябре 2021 года в области зарегистрировано 85 (аналогичный период 2020 года – 45) преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы несовершеннолетних, в том числе 33 (2020 – 22) тяжких и особо тяжких; 10 (2020 – 3) фактов изготовления и распространения порнографических материалов с изображением заведомо несовершеннолетних, из них 10 (2020 – 3) связаны с использованием детей для их изготовления.
Установлены 72 (аналогичный период 2020 года – 32) несовершеннолетних, потерпевших от преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы, а также 11 (2020 – 5) несовершеннолетних жертв торговли людьми, из которых 10 (2020 – 3) использованы для изготовления порнографических материалов с их изображением.
Количество тяжких и особо тяжких преступлений в данной сфере (изнасилование и насильственные действия сексуального характера в отношении заведомо несовершеннолетних; половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, заведомо не достигшим 16-летнего возраста, совершенные лицом, ранее совершившим аналогичные преступления; изготовление и распространение порнографических материалов с изображением заведомо несовершеннолетних; организация и (или) использование занятия проституцией заведомо несовершеннолетних) в сравнении с прошлым годом также возросло (2020 год – 25, 2021 года – 40).
Количество лиц, пострадавших от вышеуказанных преступлений (дети, потерпевшие от преступлений против половой неприкосновенности или половой свободы и преступлений, и несовершеннолетние жертвы торговли людьми, включая детей, использованных для изготовления порнографии) в сравнении с прошлым годом увеличилось почти в 3 раза (2020 год – 3, 2021 год – 11).
Одним из факторов увеличения числа зарегистрированных преступлений является активизация работы ОВД по их выявлению, пресечению и раскрытию.
Вместе с тем, сохраняется проблема высокой латентности сексуального насилия и эксплуатации в отношении несовершеннолетних, которая нередко обусловлена, в том числе сознательным нежеланием потерпевших, их близких сообщать о преступлениях в правоохранительные органы.
Существенной детерминантой является и фактор перемещения первичного контакта преступника с ребенком в виртуальное пространство, где ведется переписка, обмен фото-видео-материалами, осуществляется психологическая «обработка» ребенка для склонения к сексуальным отношениям.
За 2021 год пресечена преступная деятельность 9 преступников, на протяжении длительного времени совершавших преступные действия сексуальной направленности в отношении малолетних.
С целью предупреждения и своевременного выявления подобных случаев необходимо знать признаки, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии в отношении несовершеннолетнего.
Признаки сексуального насилия.
Поведенческие признаки:
внезапный отказ, сопротивление тому, чтобы пойти куда-то или с кем-то, замкнутость (нелюдимость, отказ играть со сверстниками, держится в стороне от всех и др.), нездоровая реакция на определенные места и конкретных людей, повышенный страх лиц определенного пола (только мужчин, или только женщин), боязнь социального физического контакта;
сексуальное отыгрывание; неожиданное употребление сексуальных терминов или присваивание новых названий для частей тела; стеснительность или уклонение от привязанности к семье, несоответствующая возрасту осведомленность в вопросах сексуального поведения;
нежелание посещать уроки физкультуры или публично переодеваться в раздевалке.
Индикаторами сексуального насилия являются также (характерны для младших детей и подростков):
высказывания, указывающие на несоответствующие возрасту сексуальные знания, часто сказанные невзначай;
рисунки на явно сексуальные темы;
взаимодействие с другими людьми с сексуальным подтекстом (например, сексуальная агрессия по отношению к более младшим детям, сексуальная активность в отношении сверстников, сексуальные предложения или жесты старшим людям);
сексуальные действия с животными или игрушками (особо характерно для детей младшего возраста);
чрезмерная мастурбация;
беспорядочные половые связи с различными сексуальными партнерами, занятие проституцией (проявляется в подростковом возрасте).
Психологические признаки:
Следует помнить, что психологические реакции детей, переживших сексуальное насилие, зависят, в первую очередь, от возрастных особенностей.
Дети в возрасте 3-х лет.
Факты насилия в данном возрасте дети воспринимают как игру, поскольку не способны понять всю опасность и травматичность ситуации.
Однако в связи с тем, что такие игры ребенку не нравятся и приносят дискомфорт, то у него появляются страхи, нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми либо самим насильником (могут называть его «страшным», обзывать). У детей может быть ночное недержание мочи и кала, повышенная потливость, мастурбация, тревожность и сниженный фон настроения. Игры зачастую монотонные с сексуальным подтекстом. Могут возникать трудности при концентрации внимания, легкая задержка развития познавательных функций.
4–6 лет.
В этом возрасте изменения особенно проявляются в эмоциональной сфере: постоянно пониженное настроение, тревога, чувство вины и страха. У многих детей может наблюдаться беспокойный, прерывистый сон с устрашающими сновидениями, отмечаются неприятные ощущения в области живота, периодически возникает энурез и энкопрез. Игры также носят сексуальный характер, могут появляться элементы агрессии (вырывать ног, руки у куклы, рвать одежду).
7-10 лет.
Дети отличаются замкнутостью, нежеланием контактировать с людьми, вплоть до появления симптомов аутизма. Возникают чувства стыда, отвращения, недоверия к миру. Также могут наблюдаться нарушения сна, аппетита, ощущение «грязного тела», сексуальные действия с другими детьми.
11-13 лет.
К вышеописанным признакам младшего школьного возраста могут добавиться пониженное настроение, депрессия, необщительность, низкая самооценка, агрессивное поведение. Отмечается сексуализированность поведения. У мальчиков могут возникать нарушения половой ориентации.
13-18 лет.
Наряду с перечисленными признаками у подростков данной возрастной категории ярко проявляется отвращение, стыд, вина, недоверие, противоречивые чувства по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей, агрессия, избегание телесной и эмоциональной близости, непоследовательность и противоречивость поведения, чувство собственной ненужности, что может выражаться в попытках суицида, самовольных уходах/побегах.
Физические признаки (медицинские):
Законными представителями, специалистами учреждений здравоохранения могут быть обнаружены повреждения генитальной, анальной областей, нарушение целостности девственной плевы, «зияние ануса», следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер, заболевания, передающиеся половым путем, беременность, недержание кала, энурез, нервно-психические, психосоматические расстройства.
ВАЖНО!
У ребенка, пережившего сексуальное насилие, не обязательно должны быть выражены все перечисленные признаки, некоторые могут просто отсутствовать. Кроме того, взятые в отдельности они могут наблюдаться и при других формах жестокого обращения с детьми, пренебрежения их жизненно важными потребностями. Однако обнаружение у ребенка нескольких из перечисленных особенностей является серьезным основанием для подозрения в совершении над ним сексуальных насильственных действий.
Рекомендации по профилактике сексуального насилия
Дети, лишенные теплой семейной обстановки, доверительных отношений с родителями, законными представителями, значимыми взрослыми, наиболее уязвимы для преступных посягательств. Именно поэтому они так легко склонны откликаться на ласку и теплое отношение со стороны незнакомых взрослых, не подозревая об их истинных мотивах.
С целью предупреждения фактов насилия и преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних следует:
постоянно обсуждать с детьми вопросы взаимоотношения со взрослыми (в том числе и незнакомыми) людьми, чтобы ребенок мог отличить обычное общение со старшим от посягательств на половую неприкосновенность;
информировать детей о том, к кому и куда они могут обратиться при возникновении подозрительных ситуаций в общении с окружающими;
обучать детей правилам общения с незнакомцами, правилам поведения в общественных местах и в сложных сомнительных ситуациях;
при обсуждении темы личной безопасности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста следует использовать сюжеты сказок.
Также с целью профилактики, необходимо обучать детей правилу «нижнего белья». Особенно актуальным оно является для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также имеющих особенности психофизического развития.
Суть этого правила заключается в том, что ребенку на доступном для его понимания языке объясняют, что существуют части тела, к которым прикасаться и притрагиваться может только он сам.
«У каждого человека есть разные части тела. Есть части тела, которые видят все и есть части тела, которые закрыты одеждой.
В любое время года у нас открыты лицо и руки. А тело (торс) чаще всего закрыто одеждой, хотя в жару мы можем снимать одежду, оставаясь в трусиках и купальниках.
Но есть части тела тайные, которые никому не показывают. Они всегда закрыты одеждой. До этих частей нашего тела (они еще называются интимными) не должен дотрагиваться никто, даже мама и папа. Исключение – если что-то болит. Тогда до них могут дотронуться врач, родители.
Это очень важный закон неприкосновенности. И кто его нарушает – преступник».
Зачастую родители, педагоги боятся обсуждать тему сексуального насилия. В беседах с детьми не слышат (или не хотят слышать), когда несовершеннолетние намекают о совершенном насилии. В то же время, как показывает практика, даже при наличии объективной информации все внимание сосредотачивается, как правило, на преступнике, тогда как в первую очередь во внимании и необходимой социальной, психологической и медицинской помощи нуждается жертва.
Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой. Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую сексуальную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.
Уважаемые родители, перейдя по ссылке, расположенной ниже, вы сможете получить полезную информацию о том, как защитить ребёнка от сексуального насилия.
Вот несколько советов, которые помогут обезопасить вашего ребенка.
Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми способами. Важно научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного послушания всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «нет» любому, кто намеревается каким-либо образом причинить им вред.
Что делать, если самое страшное уже случилось?
Даже если сексуальное насилие не закончилось изнасилованием, ребенок испытывает психологический шок. В этой ситуации ему как никогда нужна ваша помощь, любовь, понимание и такт.
Часто ребенок не сразу рассказывает о том, что с ним произошло, испытывая страх, стыд и стыд. Однако при осторожности можно заметить физические признаки сексуального насилия: как изменилась походка, необычная поза при сидении, плохое самочувствие ребенка из-за болей в половых органах, синяки на теле, частое купание ( попытки «прибраться», смыть «грязь»), частое мочеиспускание, плохой аппетит.
Происшедшее отражается на психическом состоянии и поведении ребенка: он подавлен, беспокойно спит, его мучают кошмары, усилились новые или старые страхи, часто плачет, отчужден или, наоборот, проявляет чрезмерную привязанность.
В возникшей ситуации важно вывести ребенка на откровенный разговор. Если ему представится возможность рассказать о случившемся, это, по мнению психологов, поможет ему легче пережить стресс. Вызывая ребенка на беседу, можно сказать следующее: «Я вижу, что ты очень болен, я чувствую, как тебе тяжело. Я понимаю, что ты не пускаешь меня в свою беду, потому что хочешь спасти меня, вы хотите постоять за себя в трудную для вас минуту и поэтому отгородились от меня стеной. Позволь мне помочь тебе».
Следует знать, что первые месяцы самые тяжелые для ребенка и малейшее воспоминание также может вызвать истерики. В этот момент главное дать ему почувствовать, как сильно вы его любите, как он вам близок и дорог.
Не показывайте ребенку свои чувства по поводу случившегося. В разговоре не используйте выражения типа «как грязно», «как противно» и т.п. это может вызвать у ребенка чувство вины за то, в чем он абсолютно не виноват.
Постарайтесь сохранить случившееся в тайне от соседей, знакомых, друзей ребенка, так как любое неосторожное слово или даже сожаление с их стороны ухудшит ситуацию. И уж тем более не обсуждать случившееся на глазах у ребенка. Ему нужно, чтобы другие приняли его таким, каким он был раньше. Он не должен чувствовать себя «белой вороной», ловить на себе сочувствующие взгляды и слышать шепот за спиной.
Следует отчитаться перед собой, что ребенок никогда не сможет забыть пережитое. Однако эпизод насилия постепенно изгладится из его памяти. Будьте готовы к тому, что ребенок еще несколько месяцев будет находиться в подавленном состоянии. Ваша задача поддержать его.
Обязательно обратитесь за помощью в полицию. Ваши показания помогут найти преступника. Он должен быть наказан за жестокое обращение с вашим ребенком, а вы защитите других детей от жестокого обращения, а возможно, и спасете им жизнь.
Большинство детей, подвергшихся сексуальному насилию, не могут рассказать об этом своим родителям или другим близким взрослым.