Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования Островецкого райисполкома
Государственное учреждение образования
В 2023/2024 учебном году по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования итоговые испытания проводятся в основные сроки – с 3 по 10 июня 2024 г., в иные сроки – с 19 по 26 августа 2024 г. для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы базового образования.
Девятиклассникам предстоит сдавать выпускные экзамены по:
По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования итоговые испытания для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, проводятся в виде централизованного экзамена в письменной форме.
Для испытаний по физике, математике, химии, биологии, иностранному языку (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), истории Беларуси, всемирной истории (новейшее время), географии, обществоведению (по выбору учащегося) определены:
Даты испытаний по белорусскому или русскому языкам (по выбору учащегося) следующие:
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Министерства образования
Республики Беларусь 11.07.2022 № 184
ИНСТРУКЦИЯ по организации и проведению централизованного экзамена
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации и проведения централизованного экзамена (далее – ЦЭ). 2. ЦЭ проводится в единые сроки, ежегодно устанавливаемые Министерством образования в соответствии с частью второй пункта 4 статьи 161 Кодекса Республики Беларусь об образовании, с использованием единых экзаменационных работ и бланков ответов (далее, если не установлено иное, – экзаменационные материалы).
3. Методическое и организационное обеспечение проведения ЦЭ осуществляет учреждение образования «Республиканский институт контроля знаний» (далее – РИКЗ).
4. Координируют подготовку и проведение ЦЭ в областях и г. Минске структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования.
5. Организация и проведение ЦЭ в учреждениях образования, определенных пунктами проведения ЦЭ в основные сроки, резервные дни, иные сроки (далее – пункты проведения ЦЭ), осуществляется организационными комиссиями.
6. Проведение ЦЭ в аудитории обеспечивают педагогические работники.
7. Учащимся XI (XII) классов учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, лицам, допущенным к аттестации в порядке экстерната (далее – участники ЦЭ), получившим на ЦЭ тестовый балл выше 0 (нуля) баллов по стобалльной шкале, выдается сертификат. Сертификат является действительным до конца календарного года, следующего за календарным годом, в котором был проведен ЦЭ.
ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ЦЭ
12. В срок до 1 февраля учреждения общего среднего образования формируют комиссию по регистрации и обеспечению участия учащихся в ЦЭ (далее – комиссия учреждения общего среднего образования) из состава педагогических работников учреждения общего среднего образования. В состав комиссии учреждения общего среднего образования входят председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, ответственный секретарь, лица (лицо), Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.09.2022, 8/38659 134 ответственные за регистрацию участников ЦЭ, специалист, ответственный за работу с единой информационной системой регистрации участников ЦЭ (далее – система регистрации), другие члены комиссии. Информацию о составе комиссии в срок до 1 марта учреждения общего среднего образования предоставляют в закрепленный за ними пункт проведения ЦЭ по форме согласно приложению 11.
13. Заявления на участие в ЦЭ подаются участниками ЦЭ (на бумажном носителе) по форме согласно приложению 12 руководителю учреждения общего среднего образования (уполномоченному им лицу) при предъявлении документа (копии документа), удостоверяющего личность, или одним из законных представителей при предъявлении документов, удостоверяющих его личность и подтверждающих статус законного представителя.
14. Руководитель учреждения общего среднего образования (уполномоченное им лицо) утверждает список участников ЦЭ по форме согласно приложению 13, составленный в соответствии с поданными заявлениями учащихся и скрепленный печатью (кроме случаев, когда в соответствии с законодательными актами печать может не использоваться) и подписью, и в срок до 1 марта передает этот список в структурное подразделение районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городах, осуществляющее государственно-властные полномочия в сфере образования (далее, если не определено иное, – отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа), в структурное подразделение областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющее государственновластные полномочия в сфере образования, по месту нахождения учреждения общего среднего образования, копию утвержденного списка участников ЦЭ – в закрепленный за учреждением общего среднего образования пункт проведения ЦЭ.
15. Отделы (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа до 5 марта представляют в структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования, сведения о количестве участников ЦЭ, которые должны принять участие в ЦЭ, по каждому учебному предмету с учетом языка предоставления экзаменационной работы.
16. Структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования, до 10 марта предоставляют в РИКЗ сведения о количестве участников ЦЭ по форме согласно приложению 14 по учебным предметам в разрезе пунктов проведения ЦЭ.
17. РИКЗ организует формирование базы данных участников ЦЭ по форме согласно приложению 15 и обеспечивает доступ к информации об участниках ЦЭ пунктам проведения ЦЭ посредством системы регистрации с соблюдением требований, установленных законодательством в области информации, информатизации и защиты информации, о защите персональных данных. База данных участников ЦЭ заполняется в следующем порядке: графа 1 (фамилия) – фамилия участника ЦЭ; графа 2 (собственное имя) – собственное имя участника ЦЭ; графа 3 (отчество) – отчество участника ЦЭ, если таковое имеется; графа 4 (документ, удостоверяющий личность участника ЦЭ) – серия документа (при наличии), удостоверяющего личность участника ЦЭ; графа 5 (документ, удостоверяющий личность участника ЦЭ) – номер документа, удостоверяющего личность участника ЦЭ; графа 6 (пол) – пол участника ЦЭ; графа 7 (код пункта проведения ЦЭ) – код пункта проведения ЦЭ, в котором участник ЦЭ принимает участие в ЦЭ, в соответствии с кодировкой РИКЗ; графа 8 (код учреждения образования) – код учреждения общего среднего образования в соответствии с кодировкой РИКЗ, в котором обучается участник ЦЭ; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.09.2022, 8/38659 135 графа 9 (населенный пункт) – населенный пункт, в котором расположено учреждение общего среднего образования, в котором обучается участник ЦЭ: 1 – г. Минск, 2 – областной центр, 3 – районный центр, 4 – город, 5 – поселок городского типа, 6 – сельский населенный пункт; графа 10 (код учебного предмета) – код учебного предмета в соответствии с кодировкой РИКЗ; графа 11 (язык) – язык предоставления экзаменационной работы: 0 – белорусский язык, 1 – русский язык; графа 12 (тип или вид учреждения образования) – тип или вид учреждения общего среднего образования, в котором обучается участник ЦЭ: 1 – средняя школа, 2 – гимназия, 3 – лицей, 4 – специализированный лицей, 5 – суворовское военное училище, 6 – кадетское училище, 7 – школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 8 – санаторная школа-интернат, 9 – гимназия – колледж искусств, 10 – училище олимпийского резерва, 11 – специальная школа, 12 – специальная школаинтернат; графа 13 (уровень изучения учебного предмета) – уровень изучения учебного предмета: 1 – базовый, 2 – повышенный; графа 15 (дополнительная подготовка) – факультативные занятия: 1 – «да», 0 – «нет»; графа 17 (дополнительная подготовка) – курсы при учреждениях высшего образования: 1 – «да», 0 – «нет»; графа 18 – дата регистрации; графа 21 (пункт проведения ЦЭ, осуществивший регистрацию) – код пункта проведения ЦЭ, осуществившего регистрацию участника ЦЭ, в соответствии с кодировкой РИКЗ; графа 22 (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) технического работника) – фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) работника, зарегистрировавшего участника ЦЭ; графы 14 (иные сведения), 16 (иные занятия), 19 (иное), 20 (примечание) – не заполняются. Программное обеспечение системы регистрации обеспечивается РИКЗ.
18. Регистрацию участников ЦЭ в системе регистрации осуществляет пункт проведения ЦЭ совместно с комиссиями учреждений общего среднего образования в период с 1 по 20 апреля – для участия в основные сроки проведения ЦЭ и в срок не позднее 3 календарных дней до проведения ЦЭ – в резервные дни и иные сроки. Комиссия учреждения общего среднего образования обеспечивает контроль точности и достоверности сведений, внесенных в систему регистрации, посредством распечатки сведений в форме заявления участника ЦЭ из системы регистрации, подписания данного заявления лицом, осуществившим внесение сведений в систему регистрации, и участником ЦЭ.
19. По окончании регистрации комиссия учреждения общего среднего образования распечатывает из системы регистрации пропуск по форме согласно приложению 16, оформляет его и выдает участнику ЦЭ под роспись в ведомости выдачи пропусков по форме согласно приложению 17. При необходимости лица из состава комиссии учреждения общего среднего образования направляются в пункт проведения ЦЭ, в том числе для получения паролей доступа к системе регистрации, инструктажа.
20. После завершения сроков регистрации в основные сроки комиссия учреждения общего среднего образования передает оригиналы заявлений с подписями лиц, осуществивших внесение сведений в систему регистрации, и подписями участников ЦЭ в пункт проведения ЦЭ. Изменение сведений относительно выбранных учебных предметов, языка предоставления экзаменационных материалов возможно только до истечения сроков регистрации в основные сроки. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.09.2022, 8/38659 136
21. Пункты проведения ЦЭ сопровождают регистрацию участников ЦЭ, обучающихся в закрепленных за ними учреждениях общего среднего образования, формируют базу данных участников ЦЭ по пункту проведения ЦЭ по каждому учебному предмету, осуществляют контроль за полнотой и достоверностью внесенных в систему регистрации данных, используют базу данных участников ЦЭ в соответствии с требованиями законодательства. Пункты проведения ЦЭ предоставляют заявки на экзаменационные материалы по форме согласно приложению 18 на основании базы данных участников ЦЭ и сведений, полученных от учреждений общего среднего образования. При составлении заявки на экзаменационные материалы предусматривается полное заполнение аудиторий.
22. Решение по допуску к сдаче ЦЭ в резервные дни и (или) иные сроки принимается структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, совместно с отделами образования (управлениями), осуществляющими государственно-властные полномочия образования в сфере местных исполнительных и распорядительных органов и организационными комиссиями пунктов проведения ЦЭ на основании предоставленных документов, подтверждающих уважительность причины отсутствия учащегося в основной срок и (или) резервный день, иной срок проведения ЦЭ. Регистрация на прохождение ЦЭ в резервные дни и (или) иные сроки осуществляется отделами (управлениями) образования местных исполнительных и распорядительных органов совместно с организационными комиссиями пунктов проведения ЦЭ, определенных для проведения ЦЭ в резервные дни и иные сроки.
23. Заявка на экзаменационные материалы для проведения ЦЭ в основные сроки формируется посредством системы регистрации и предоставляется в РИКЗ в срок не позднее 15 дней до даты проведения ЦЭ в основной срок. Заявка на экзаменационные материалы для проведения ЦЭ в резервные дни и иные сроки формируется посредством системы регистрации и предоставляется в РИКЗ в срок не позднее 4 дней до даты проведения ЦЭ в резервный день и иной срок.
ГЛАВА 6 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЦЭ
40. ЦЭ проводится только в аудиториях, позволяющих рассадить участников ЦЭ не более чем по 4 человека за столом при наличии проходов с обеих сторон либо по 2 человека за столом при подходе с одной стороны и (или) двух сторон.
41. В пункте проведения ЦЭ создаются условия для пребывания участников ЦЭ, завершивших выполнение экзаменационной работы ранее установленного срока, сопровождающих педагогических работников.
42. Доставку участников ЦЭ в пункт его проведения и обратно к учреждению общего среднего образования в случаях, предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 2 статьи 47 Кодекса Республики Беларусь об образовании, их сопровождение обеспечивают структурные подразделения областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в сфере образования, отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов. Участники ЦЭ должны прибыть в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за 60 минут до его начала, имея при себе документ, удостоверяющий личность, и пропуск. В дни проведения ЦЭ в соответствии с законодательством обеспечивается организация питания участников ЦЭ.
43. Участников ЦЭ пропускают в пункт его проведения по спискам на основании документа, удостоверяющего личность, и пропуска. В случае отсутствия пропуска у участника ЦЭ разрешается допуск такого участника ЦЭ в пункт проведения ЦЭ при условии нахождения в списках зарегистрированных для участия в ЦЭ. При этом такому участнику ЦЭ пропуск оформляется в пункте проведения ЦЭ. Участники ЦЭ, ранее не зарегистрированные или не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, к прохождению ЦЭ не допускаются. Лицам, не участвующим в ЦЭ, вход в пункт его проведения не разрешается.
44. Допуск и размещение участников ЦЭ в аудитории осуществляется двумя педагогическими работниками.
45. В аудиторию проведения ЦЭ участники ЦЭ берут с собой ручку (гелевую или капиллярную) с чернилами черного цвета, документ, удостоверяющий личность, пропуск. Иные личные вещи, в том числе мобильные телефоны, средства аудио-, видеои фотофиксации, участники ЦЭ оставляют до входа в аудиторию в специально выделенном для этого месте. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.09.2022, 8/38659 141
46. Педагогический работник, находящийся у входа в аудиторию, пропускает участников ЦЭ по одному, сверяя данные списка участников ЦЭ в аудитории с данными документа, удостоверяющего личность.
47. Педагогический работник, находящийся непосредственно в аудитории, размещает участников ЦЭ в соответствии с жеребьевкой. Жеребьевка мест для размещения в аудиториях участников ЦЭ проводится путем вытаскивания карточек с номерами. Если в одной аудитории размещаются участники ЦЭ, использующие экзаменационные работы на русском языке и белорусском языке, жеребьевка проводится отдельно.
48. После размещения участников ЦЭ по местам педагогический работник доводит до их сведения основные требования, предусмотренные пунктом 52 настоящей Инструкции, предъявляемые к участникам ЦЭ в ходе его проведения, предлагает им убедиться в отсутствии предметов, не разрешенных настоящей Инструкцией.
49. Участники ЦЭ обеспечивают сохранность экзаменационных материалов с момента их получения до момента передачи педагогическим работникам в аудитории.
50. Началом отсчета времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, является время получения последнего экземпляра варианта экзаменационной работы. В продолжительность выполнения экзаменационной работы не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (в том числе инструктаж участников ЦЭ, заполнение ими регистрационных полей). Время начала и окончания работы над выполнением экзаменационной работы фиксируется на доске.
51. Участники ЦЭ могут выходить из аудитории по уважительной причине (в том числе плохое самочувствие, физиологические потребности) во время проведения ЦЭ только в сопровождении педагогического работника, который обеспечивает проведение ЦЭ вне аудитории. При выходе из аудитории участник ЦЭ оставляет экзаменационные материалы и листы для рабочих записей на рабочем месте в аудитории рядом с документом, удостоверяющим его личность. Ответственный педагогический работник предварительно в присутствии участника ЦЭ проверяет комплектность оставляемых экзаменационных материалов. Время нахождения участника ЦЭ вне аудитории включается в общее время прохождения ЦЭ. Об этом участник ЦЭ предупреждается до выхода из аудитории.
52. Участникам ЦЭ во время его проведения не разрешается:
52.1. проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится ЦЭ, любые предметы, кроме документа, удостоверяющего личность, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета, пропуска;
52.2. фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;
52.3. меняться местами, экзаменационными материалами, использовать помощь других лиц для выполнения экзаменационной работы;
52.4. вносить информацию в бланк ответов после окончания времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы;
52.5. иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы на любом носителе, письменные заметки и иные устройства приема, хранения и передачи информации;
52.6. выносить из аудиторий и пункта проведения ЦЭ экзаменационные материалы, листы для рабочих записей, письменные заметки;
52.7. фотографировать экзаменационные материалы;
52.8. разговаривать между собой, обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками ЦЭ;
52.9. произвольно выходить из аудитории и перемещаться по пункту проведения ЦЭ без сопровождения педагогического работника вне аудитории.
53. Участники ЦЭ, нарушающие требования прохождения ЦЭ, предусмотренные пунктом 52 настоящей Инструкции, удаляются из аудитории. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.09.2022, 8/38659 142 В случае удаления участника ЦЭ из аудитории его бланк ответов погашается путем перечеркивания по диагоналям, информация об удалении из аудитории (с указанием причины) вносится в протокол проведения ЦЭ в аудитории и в протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ. Участник ЦЭ, удаленный из аудитории в соответствии с частью первой настоящего пункта, может пройти ЦЭ в иной срок в августе текущего года. Порядок допуска к сдаче ЦЭ в иной срок в августе текущего года осуществляется в соответствии с пунктом 22 настоящей Инструкции.
54. Ответственный педагогический работник информирует участников ЦЭ за 15 и 5 минут об окончании времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы.
55. По истечении времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, участники ЦЭ сдают экзаменационные материалы и листы для рабочих записей.
56. Участники ЦЭ, завершившие выполнение экзаменационной работы ранее установленного срока, могут покинуть аудиторию. Педагогическому работнику необходимо принять у них все экзаменационные материалы и листы для рабочих записей. Принимая экзаменационные материалы, педагогический работник сверяет соответствие данных участника ЦЭ, указанных в области регистрации бланка ответов, данным документа, удостоверяющего личность, а также соответствие номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы. Принятые экзаменационные материалы пересчитываются и запечатываются в пакеты согласно требованиям настоящей Инструкции и вместе с протоколом проведения ЦЭ в аудитории передаются организационной комиссии.
57. На основании представленных протоколов проведения ЦЭ в аудитории организационной комиссией оформляется протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ.
58. В случае заболевания, возникновения других уважительных причин или непредвиденных обстоятельств во время проведении ЦЭ участник ЦЭ освобождается от участия в нем. Бланк ответов погашается путем перечеркивания, информация об освобождении (с указанием причины) вносится в протокол проведения ЦЭ в аудитории и в протокол проведения ЦЭ в пункте проведения ЦЭ. Участник ЦЭ, освобожденный от участия в ЦЭ в соответствии с частью первой настоящего пункта, проходит ЦЭ в резервный день или иной срок. Порядок допуска к сдаче ЦЭ в резервный день или иной срок осуществляется в соответствии с пунктом 22 настоящей Инструкции.
ГЛАВА 7 ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКА ОТВЕТОВ
59. Внесение информации в бланк ответов участниками ЦЭ производится только в специально определенные поля черными чернилами (гелевой или капиллярной ручкой). Каждое поле заполняется начиная с первой клетки. Оставшиеся клетки поля не заполняются. Цифры и буквы пишутся в соответствии с образцами написания символов, расположенными в верхней части бланка ответов (в инструкции к экзаменационной работе). Случайные пометки недопустимы. Подпись участника ЦЭ на бланке ответов не должна выходить за рамки ограничительной линии.
60. Бланк ответов состоит из области регистрации и области ответов.
61. В области регистрации бланка ответов расположены: поля, заполняемые по указанию педагогического работника в аудитории: «Код пункта проведения ЦЭ» – указывается код пункта проведения ЦЭ в соответствии с кодировкой РИКЗ; «Корпус» – указывается номер корпуса пункта проведения ЦЭ, в котором участник ЦЭ проходит ЦЭ; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.09.2022, 8/38659 143 «Номер аудитории» – указывается номер аудитории пункта проведения ЦЭ, в которой участник ЦЭ проходит ЦЭ; «Код предмета» – указывается код учебного предмета в соответствии с кодировкой РИКЗ; «Название предмета» – указывается название учебного предмета, по которому проводится ЦЭ; поля, самостоятельно заполняемые участниками ЦЭ: «Фамилия» – указывается фамилия согласно документу, удостоверяющему личность; «Собственное имя» – указывается собственное имя из документа, удостоверяющего личность; «Отчество» – указывается отчество, если таковое имеется, из документа, удостоверяющего личность; «Серия» – указывается серия документа (при наличии), удостоверяющего личность; «Номер» – указывается номер документа, удостоверяющего личность; «Дата» – указывается дата проведения ЦЭ; «Подпись» – участник ЦЭ ставит свою подпись, удостоверившись в соответствии номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы. Фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) участника ЦЭ, которые являются двойными, имеют составные части или служебные слова, записываются в точном соответствии с записью в документе, удостоверяющем личность. Область регистрации бланка ответов заполняется участником ЦЭ на том государственном языке, на котором подано заявление на участие в ЦЭ.
62. Область ответов состоит из двух частей: часть «А» – для ответов на задания с выбором ответа из предложенных вариантов ответов; часть «В» – для кратких ответов на задания без выбора ответа.
63. Часть «А» области ответов состоит из горизонтального ряда номеров экзаменационных заданий. Под каждым номером экзаменационного задания расположен вертикальный столбец из пяти клеток для обозначения выбранного ответа меткой. Образец метки приведен в бланке ответов. Линия метки не должна быть толстой. Если ручка оставляет слишком жирную линию, вместо метки нужно провести только одну линию (по диагонали клетки). Не допускается исправлять метку графическим способом (заштриховывать) или замазывать корректирующей жидкостью. Для внесения ответа участник ЦЭ под номером задания должен поставить метку в ту клетку, номер которой соответствует номеру выбранного им ответа. Отмена ошибочной метки производится в поле отмены ошибочных меток. В одном задании можно отменить несколько ошибочных меток. Для отмены ошибочного ответа и указания верного необходимо: отменить метку, указав номер экзаменационного задания и номер ошибочно выбранного варианта ответа; поставить метку в нужной клетке столбца экзаменационного задания.
64. Ответы на задания части «В» области ответов необходимо записывать справа от номера задания в области ответов, предназначенной для кратких ответов на экзаменационные задания. Ответ дается только в краткой форме (слово, словосочетание или целое число). Каждая цифра, буква или знак минус (если число отрицательное) записываются в отдельную клетку. Ответ, состоящий из двух слов, пишется слитно, без пробела, дефиса или другого разделительного знака. Если букв в таком слове окажется больше, чем клеток в поле ответа, то вторую часть слова можно писать более убористо (не соблюдая попадания в клетку). Слово следует писать полностью. Ответ (слово или словосочетание) дается на языке и в форме (род, число, падеж), определяемых условием задания. Орфографические ошибки в ответе недопустимы. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.09.2022, 8/38659 144 Числовой ответ в виде дроби округляется до целого числа по правилам математического округления. Недопустимо записывать ответ в виде математической формулы или выражения, указывать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны), давать словесные заголовки или комментарии к числу. Отмена ошибочных кратких ответов на задания и указание правильного ответа производится в соответствующем поле. Для отмены ошибочного и указания верного ответа необходимо указать номер неверно выполненного задания и записать правильный ответ.
65. Использование ненормативной лексики и иное умышленное нарушение установленного порядка заполнения бланка ответов недопустимо.
Приложение 28
к Инструкции по организации и проведению
централизованного экзамена (в редакции
постановления Министерства образования Республики Беларусь
30.12.2022 № 509)
Шкалы перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале
Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык»
Отметка по 10-балльной шкале |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Количество баллов в сертификате |
1–2 |
3–6 |
7–14 |
15–25 |
26–32 |
33–41 |
42–53 |
54–67 |
68–81 |
82–100 |
Отметка по 10-балльной шкале |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Количество баллов в сертификате |
1–2 |
3–9 |
10–18 |
19–28 |
29–37 |
38–45 |
46–54 |
55–63 |
64–76 |
77–100 |
Отметка по 10-балльной шкале |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Количество баллов в сертификате |
1-6 |
7-15 |
16-24 |
25-32 |
33-41 |
42-46 |
47-50 |
51-61 |
62-78 |
79-100 |
Отметка по 10-балльной шкале |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Количество баллов в сертификате |
1 |
2-3 |
4-7 |
8-13 |
14-25 |
26-33 |
34-48 |
49-64 |
65-84 |
85-100 |
Отметка по 10-балльной шкале |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Количество баллов в сертификате |
1 |
2 |
3-7 |
8-19 |
20-29 |
30-37 |
38-47 |
48-58 |
59-78 |
79-100 |
Отметка по 10-балльной шкале |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Количество баллов в сертификате |
1 |
2 |
3-10 |
11-20 |
21-29 |
30-37 |
38-47 |
48-65 |
66-79 |
80-100 |
Отметка по 10-балльной шкале |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Количество баллов в сертификате |
1 |
2 |
3-5 |
6-17 |
18-26 |
27-36 |
37-46 |
47-56 |
57-69 |
70-100 |
8. Шкала перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале по учебному предмету «Обществоведение»
Отметка по 10-балльной шкале |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Количество баллов в сертификате |
1-2 |
3-5 |
6-9 |
10-19 |
20-29 |
30-39 |
40-49 |
50-59 |
60-74 |
75-100 |
Отметка по 10-балльной шкале |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Количество баллов в сертификате |
1-2 |
3-5 |
6-9 |
10-19 |
20-29 |
30-39 |
40-49 |
50-59 |
60-74 |
75-100 |
Отметка по 10-балльной шкале |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Количество баллов в сертификате |
1 |
2 |
3-6 |
7-12 |
13-22 |
23-32 |
33-41 |
42-53 |
54-71 |
72-100 |
Дзяржаўная ўстанова адукацыі
“Альхоўская сярэдняя школа”
ПРАВІЛЫ
ўнутранага распарадку для вучняў
дзяржаўнай установы адукацыі “Альхоўская сярэдняя школа”
Альхоўка 2022
ЗАЦВЯРДЖАЮ
Дырэктар ДУА “Альхоўская
сярэдняя школа”
_____________С.А.Гаўрыловіч
1.1. Дадзеныя правілы ўнутранага распарадку для вучняў (далей - Правілы) распрацаваны ў адпаведнасці з артыкулам 19, пунктам 4.6; артыкуламі 30, 31 Кодэкса Рэспублікі Беларусь аб адукацыі (далей-Кодэкс), пунктам 32 Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі, зацверджанага пастановай Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 20.12.2011 №283 са змяненнямі і дапаўненнямі, унесенымі пастановамі Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 04.02.2014 №9, ад 10.04.2014 №38, ад 09.11.2021 №243; Статутам дзяржаўнай установы адукацыі “ Альхоўская сярэдняя школа” (далей – установа адукацыі), іншымі нарматыўнымі прававымі актамі.
1.2. Правілы ўстанаўліваюць нормы паводзін вучняў у будынку і на тэрыторыі ўстановы адукацыі з мэтай удасканалення арганізацыі адукацыйнага працэсу, рацыянальнага выкарыстання вучнямі навучальнага часу, умацавання дысцыпліны вучняў, павышэння якасці адукацыі, выхавання павагі да асобы, развіцця культуры паводзін і навыкаў зносін. 1.3. Згодна з правіламі ўсе вучні маюць аднолькавыя правы і абавязкі, нясуць аднолькавую адказнасць за парушэнне нормаў паводзін ва ўстанове адукацыі. 1.4. У адпаведнасці з гэтымі Правіламі ў кожнай установе адукацыі да пачатку новага навучальнага года распрацоўваюцца правілы ўнутранага распарадку для вучняў, якія зацвярджаюцца дырэктарам. 1.5. Змены і дапаўненні ў Правілы ўносяцца ў парадку, вызначаным падпунктам 1.4 сапраўдных Правілаў. 1.6. Правілы даводзяцца да ведама педагагічных работнікаў установы адукацыі на першым пасяджэнні педагагічнага савета або нарадзе пры дырэктары ў кожным новым навучальным годзе, да ўсіх вучняў установы адукацыі – на першай класнай гадзіне новага навучальнага года, а да іх законных прадстаўнікоў – на першым бацькоўскім сходзе новага навучальнага года (пад роспіс). 1.7. Правілы распаўсюджваюцца на ўсіх вучняў установы адукацыі. 1.8. Правілы размяшчаюцца ў даступным для агляду ўсімі ўдзельнікамі адукацыйнага працэсу месцы і на афіцыйным сайце ўстановы адукацыі.
2.АСНОЎНЫЯ ПРАВЫ ВУЧНЯЎ: 2.1. Вучні маюць права на:
2.1.1. атрыманне адукацыі ў адпаведнасці з адукацыйнымі праграмамі агульнай сярэдняй адукацыі; 2.1.2.стварэнне спецыяльных умоў для атрымання адукацыі з улікам асаблівасцяў іх псіхафізічнага развіцця; 2.1.3. павагу сваёй чалавечай годнасці, абарону ад усіх формаў фізічнага і псіхічнага гвалту, зневажанне асобы, ахову жыцця і здароўя ў час адукацыйнага працэсу;
2.1.4. карыстанне падручнікамі і навучальнымі дапаможнікамі;
2.1.5. адпачынак на перапынках, арганізацыю дасугавай дзейнасці ў час канікул;
2.1.6. бясплатнае карыстанне бібліятэкай, фізкультурна-спартыўным абсталяваннем, навучальнай базай установы адукацыі;
2.1.7.атрыманне сацыяльна-педагагічнай падтрымкі і псіхалагічнай дапамогі з боку спецыялістаў установы адукацыі;
2.1.8. заахвочванне за поспехі ў вучэбнай, грамадскай, навуковай дзейнасці, удзеле ў фізкультурна-аздараўленчых, спартыўна-масавых, спартыўных мерапрыемствах, а таксама ў адукацыйных мерапрыемствах;
2.1.9. удзел у органах вучнёўскага самакіравання ва ўстанове адукацыі;
2.1.10. удзел у алімпіядах, конкурсах, турнірах, канферэнцыях і іншых адукацыйных мерапрыемствах, спартыўна-масавых, фізкультурна-аздараўленчых, іншых мерапрыемствах;
2.1.11.азнаямленне з пасведчаннем аб дзяржаўнай рэгістрацыі, серты фікатам аб дзяржаўнай акрэдытацыі, правіламі ўнутранага распарадку для вучняў, іншымі лакальнымі прававымі актамі, якія ўтрымліваюць інфармацыю аб правах і абавязках вучняў, а таксама з вучэбна-праграмнай дакументацыяй;
2.1.12. удзел у моладзёжных і іншых грамадскіх аб’яднаннях, дзейнасць якіх не супярэчыць заканадаўству;
2.1.13. аб'ектыўную ацэнку ведаў;
2.1.14. захаванне месца ў установе адукацыі ў выпадку напрамкі для навучання і лячэння ў санаторную школу-інтэрнат;
2.1.15. навучанне на ўроках фізічнай культуры і здароўя ў адпаведнасці з групай здароўя;
2.1.16. выбар факультатыўных заняткаў у межах устаноўленай вучэбным планам установы адукацыі колькасці гадзін факультатыўных заняткаў і з улікам максімальна дапушчальнай нагрузкі на аднаго вучня, усталяванай спецыфічнымі санітарна-эпідэміялагічнымі патрабаваннямі да ўтрымання і эксплуатацыі устаноў адукацыі;
2.1.17. вывучэнне асобных вучэбных прадметаў на павышаным узроўні ў адпаведнасці з вучэбным планам установы адукацыі;
2.1.18. вывучэнне асобных вучэбных прадметаў на павышаным узроўні ў адпаведнасці з вучэбным планам установы адукацыі;
2.1.19. атрыманне платных паслуг з ліку, якія аказваюцца установай адукацыі;
2.1.20. атрыманне гарачага харчавання ў парадку, вызначаным заканадаўствам.
2.2. Іншыя правы вучняў устанаўліваюцца Кодэксам Рэспублікі Беларусь аб адукацыі, іншымі актамі заканадаўства, устаноўчымі дакументамі і іншымі лакальнымі нарматыўнымі прававымі актамі ўстановы адукацыі.
3.АСНОЎНЫЯ АБАВЯЗКІ ВУЧНЯЎ: 3.1. Вучні абавязаны:
3.1.1. добрасумленна і адказна адносіцца да засваення зместу
адукацыйных праграм, праграмы выхавання;
3.1.2. клапаціцца аб сваім здароўі, імкнуцца да маральнага, духоўнага і фізічнага развіцця і самаўдасканальвання;
3.1.3. выконваць Статут, выконваць рашэнні педагагічнага савета ўстановы адукацыі, іншых органаў самакіравання ўстановы адукацыі, правілы ўнутранага распарадку для вучняў;
3.1.4. знаходзіцца ва ўстанове адукацыі на працягу часу, прадугледжанага раскладам заняткаў (вучэбных, факультатыўных, аб'яднанняў па інтарэсах, іншых);
3.1.5. пакідаць тэрыторыю ўстановы адукацыі падчас заняткаў толькі з дазволу класнага кіраўніка (дзяжурнага члена адміністрацыі);
3.1.6. наведваць класныя і інфармацыйныя гадзіны; 3.1.7. удзельнічаць у мерапрыемствах грамадска карыснай працы;
3.1.8. вырашаць спрэчныя і канфліктныя пытанні на прынцыпах
узаемнай павагі, з улікам меркавання ўсіх (іншых) удзельнікаў спрэчкі, пры неабходнасці звяртацца за дапамогай да настаўніка, класнага кіраўніка, спецыялістаў сацыяльна-педагагічнай і псіхалагічнай службы, адміністрацыі ўстановы адукацыі;
3.1.9. беражліва ставіцца да маёмасці ўстановы адукацыі, падтрымліваць чысціню і парадак ва ўстанове адукацыі і на яго тэрыторыі; беражліва ставіцца да энергарэсурсаў;
3.1.10. паважаць гонар і годнасць усіх удзельнікаў адукацыйнага працэсу, работнікаў установы адукацыі;
3.1.11. неадкладна паведамляць настаўніку (класнаму кіраўніку) або дзяжурнаму настаўніку (члену адміністрацыі) аб атрыманні мікратраўмы, траўмы або пагаршэнні агульнага стану свайго здароўя на ўроках, занятках або пры правядзенні мерапрыемстваў (пазакласных, пазашкольных, спартыўна-масавых, грамадска карыснай працы); 3.1.12. загадзя (напярэдадні ці за некалькі дзён) паведамляць класнаму кіраўніку аб плануемым наведванні арганізацыі аховы здароўя; у экстраных (незапланаваных) выпадках адсутнасці на ўроках неадкладна паведамляць класнаму кіраўніку аб факце і прычыне сваёй адсутнасці; 3.1.13. размяшчаць мабільныя сродкі сувязі, інтэрнэт-сувязі перад пачаткам вучэбных заняткаў у спецыяльна адведзеных месцах;
3.2. Вучням ва ўстанове адукацыі і на яго тэрыторыі катэгарычна забараняецца:
3.2.1. курыць, ужываць алкагольныя (слабаалкагольныя) напоі і піва, таксічныя і наркатычныя рэчывы, выкарыстоўваць нецэнзурныя выразы, спазняцца на навучальныя заняткі без паважных прычын, наносіць шкоду маёмасці ўстановы адукацыі і іншых асоб;
3.2.2. парушаць дысцыпліну ў ходзе адукацыйнага працэсу, прымяняць фізічную сілу і абразы ў дачыненні да іншых яго ўдзельнікаў;
3.2.3. прапускаць заняткі без уважлівых прычын і своечасовага інфармавання класнага кіраўніка або дзяжурнага адміністратара з наступным прад'яўленнем адпаведнага дакумента класнаму кіраўніку;
3.2.4. карыстацца сродкамі мабільнай сувязі, інтэрнэт-сувязі, музычнымі калонкамі, гульнявымі прыладамі падчас адукацыйнага працэсу без дазволу педагогаў;
3.2.5. прапагандаваць, захоўваць і распаўсюджваць з дапамогай мабільнай, інтэрнэт-сувязі інфармацыю, якая змяшчае жорсткасць, гвалт;
3.2.6. праводзіць здымкі падчас правядзення вучэбных заняткаў, факультатыўных заняткаў, класных гадзін, пазакласных мерапрыемстваў без дазволу адміністрацыі, класнага кіраўніка, настаўніка-прадметніка;
3.2.7. перасаджвацца за іншую парту без дазволу настаўніка;
3.2.8. падчас навучальных заняткаў і перапынкаў паміж імі гуляць у азартныя гульні, праводзіць аперацыі спекулятыўнага характару;
3.2.9. пакідаць установу адукацыі да заканчэння вучэбных заняткаў без узгаднення з класным кіраўніком і (або) адміністрацыяй установы.
4.ПАТРАБАВАННІ ДА ЗНЕШНЯГА ВЫГЛЯДУ ВУЧНЯЎ 4.1. Вучні абавязаны насіць адзенне дзелавога стылю, прызначанага для наведвання імі навучальных заняткаў ва ўстанове адукацыі.
4.2. Установа адукацыі мае права выбару мадэлі, колеру і якасці тканін, з якіх выраблена адзенне дзелавога стылю.
4.3. Пры наведванні вучнямі вучэбных заняткаў не дапускаюцца: спартыўная вопратка і абутак, прызначаныя для заняткаў фізічнай культурай і спортам; рэчы, якія маюць яркія малюнкі; брудная, мятая (неахайная) і іншае адзенне, не прызначанае для наведвання ўстановы адукацыі; верхняе адзенне і галаўныя ўборы; біжутэрыя або каштоўныя ўпрыгожванні; наяўнасць пірсінгу, яркага экстравагантнага макіяжу і колеру валасоў, аксесуараў, якія адлюстроўваюць сімволіку музычных гуртоў і розных напрамкаў моладзевай субкультуры і спартыўных клубаў.
4.4. Спрэчныя пытанні, звязаныя са знешнім выглядам вучня, вырашае адміністрацыя ўстановы адукацыі.
5.1.Вучні займаюць свае месцы ў кабінеце так, як гэта ўстанаўлівае класны кіраўнік або настаўнік-прадметнік, з улікам псіхафізічных асаблівасцей вучняў і іх здароўя.
5.2 Кожны настаўнік вызначае спецыфічныя правілы пры правядзенні заняткаў па сваім прадмеце, якія не павінны супярэчыць нормам і правілам бяспекі і іншым нарматыўным дакументам. Гэтыя правілы абавязковыя для выканання ўсімі вучнямі.
5.3. Перад пачаткам вучэбнага занятка вучні павінны падрыхтаваць сваё рабочае месца і ўсё неабходнае для работы ў класе.
5.4. Пры ўваходзе настаўніка ў клас вучні ўстаюць для прывітання і садзяцца пасля таго, як настаўнік адкажа на прывітанне і дазволіць сесці; падобным чынам вучні вітаюць любога дарослага чалавека, які ўвайшоў у клас у час заняткаў.
5.5. У выпадку спазнення на ўрок вучань павінен пастукацца ў дзверы кабінета, зайсці, павітацца з настаўнікам, папрасіць прабачэння за спазненне і папрасіць дазволу сесці на месца.
5.6. Час вучэбных заняткаў павінен выкарыстоўвацца толькі для навучальных мэт; нельга шумець, весці лішнія гутаркі, гуляць і г.д.
5.7. Па першым патрабаванні настаўніка (класнага кіраўніка) павінен прад'яўляцца дзённік; любыя запісы ў дзённіках вучняў павінны выконвацца акуратна; пасля кожнага вучэбнага тыдня законныя прадстаўнікі непаўналетняга вучня ставяць свой подпіс у дзённіку.
5.8. Калі вучню неабходна выйсці з класа, ён павінен папрасіць дазволу настаўніка.
5.9. Званок з урока – гэта сігнал для настаўніка. Толькі калі настаўнік абвесціць аб заканчэнні навучальнага занятка, вучні маюць права ўстаць, навесці чысціню і парадак на сваім рабочым месцы, выйсці з класа.
5.10. Вучні павінны мець спартыўную форму і абутак для вучэбных заняткаў па фізічнай культуры і здароўі, а таксама спецыяльную вопратку для вучэбных заняткаў па працоўным навучанні. Пры адсутнасці такога адзення вучні застаюцца ў класе, у спартыўнай зале, але да заняткаў не дапускаюцца.
5.11. Забараняецца ў час вучэбных заняткаў карыстацца мабільнымі тэлефонамі і іншымі прыладамі, якія не адносяцца да адукацыйнага працэсу; варта адключыць усе тэхнічныя прылады (плэеры, навушнікі, гульнявыя прыстаўкі і інш.), перавесці мабільны тэлефон у ціхі рэжым і прыбраць яго са стала ў спецыяльна прызначанае месца; у выпадку парушэння дадзенага правіла настаўнік мае права выключыць тэхнічную прыладу на час вучэбнага занятка. Пры неаднаразовым парушэнні гэтых патрабаванняў рэч вяртаецца толькі ў прысутнасці законных прадстаўнікоў непаўналетняга.
6.ПАРАДАК НАХОДЖАННЯ ВУЧНЯЎ НА ПЕРАПЫНКУ
6.1. Перамена прызначана: для пераходу ў іншы кабінет (пры неабходнасці) у адпаведнасці з раскладам вучэбных заняткаў; адпачынку і фізічнай размінкі; прыёму ежы; праветрывання класа, для чаго вучням неабходна выйсці з класа; падрыхтоўкі да ўроку, іншае.
6.2. Пры руху па калідорах, лесвіцах, праходах вучняў неабходна прытрымлівацца правага боку.
6.3. Падчас перапынкаў вучням забараняецца: шумець, перашкаджаць адпачываць іншым, бегаць па лесвіцах, паблізу аконных праёмаў і ў іншых месцах, не прыстасаваных для гульняў; штурхаць адзін аднаго, кідацца прадметамі і прымяняць фізічную сілу для вырашэння любога роду канфліктных сітуацый; катацца ва ўстанове адукацыі і на яго тэрыторыі на роварах, самакатах і іншых сродках перамяшчэння; ўжываць непрыстойныя выразы і жэсты ў адрас іншых навучэнцаў, іншых асоб, запалохваць, займацца вымагальніцтвам. Парушэнне дадзенага пункта цягне за сабой прымяненне мер, прадугледжаных заканадаўствам Рэспублікі Беларусь.
7.1.1. у сталовую вучні ходзяць арганізавана, у суправаджэнні настаўніка, які праводзіў урок;
7.1.2. вучні ўваходзяць у памяшканне сталовай без верхняй вопраткі, мыюць рукі перад прыёмам ежы;
7.1.3. ужываць стравы, напоі, прадукты харчавання, набытыя ў сталовай, дазваляецца толькі ў сталовай. Падчас прыёму ежы вучні павінны выконваць культуру харчавання.
7.1.4. кожны вучань прыбірае за сабой сталовыя прыналежнасці і посуд у спецыяльна адведзеныя месцы. 7.2. Спартыўная зала:
7.2.1. заняткі ў спартыўнай зале арганізуюцца ў адпаведнасці з раскладам яго работы. Наведванне заняткаў у спартыўнай зале дапускаецца толькі ў спартыўнай форме і зменным абутку.
7.2.2. забараняецца знаходзіцца ў спартыўнай зале без настаўніка, выхавальніка групы падоўжанага дня, іншага педагагічнага работніка.
7.3.Санітарныя пакоі:
7.3.1. пры карыстанні санітарнымі пакоямі вучні павінны падтрымлваць чысціню і парадак, правілы асабістай гігіены;
7.3.2. забараняецца затрымлівацца ў санітарным пакоі без патрэбы, а таксама смеціць, кідаць у ракавіны і ўнітазы староннія прадметы.
7.3. Гардэроб:
7.3.1. па заканчэнні заняткаў (вучэбных, факультатыўных, стымулюючых, падтрымліваючых, у аб'яднаннях па інтарэсах), пазакласных мерапрыемстваў вучні І-ІV класаў пад кіраўніцтвам настаўніка, які праводзіў заняткі, астатнія самастойна, ідуць у гардэроб. Вучні ў парадку чарговасці забіраюць сваю вопратку, выконваючы парадак і меры бяспекі.
7.3.2. у выпадку выяўлення страты адзення або абутку, вучань абавязаны паведаміць аб тым, што здарылася, класнаму кіраўніку або дзяжурнаму настаўніку;
7.3.3. вучні не пакідаюць у кішэнях верхняга адзення ключы ад дома, грошы, праязныя дакументы, сродкі сувязі (інтэрнэт сувязі), іншыя каштоўныя рэчы;
7.3.4. у выпадку выяўлення пакінутых і (або) забытых у гардэробе рэчаў вучні перадаюць іх вахцёру або дзяжурнаму настаўніку.
8.ПАРАДАК НАВЕДВАННЯ ВУЧНЯМІ МЕРАПРЫЕМСТВАЎ У ПАЗАВУЧЭБНЫ ЧАС 8.1. Вучням забараняецца спазняцца на мерапрыемствы, якія праводзяцца ў пазавучэбны час.
8.2. Прысутнасць на мерапрыемствах, якія праводзяцца ў пазавучэбны час ва ўстанове адукацыі, асоб, якія не навучаюцца ў гэтай установе адукацыі, дапушчальна толькі з дазволу адказнага за правядзенне мерапрыемства (педагога-арганізатара, намесніка дырэктара па вучэбна-выхаваўчай рабоце, дзяжурнага адміністратара).
8.3. Вучні, якія прысутнічаюць, або асобы, якія дапушчаныя да ўдзелу ў мерапрыемстве, павінны мець ахайны знешні выгляд, адпаведны ўзросту макіяж.
8.4. Вучні абавязаны выконваць інструкцыі аб мерах бяспекі для вучняў, прадугледжаныя для канкрэтнага мерапрыемства, і выконваць у поўным аб'ёме патрабаванні адказнага за правядзенне мерапрыемства.
9.1. У якасці заахвочвання да навучэнцаў могуць прымяняцца наступныя меры: аб'ява падзякі; узнагароджанне граматай; узнагароджанне каштоўным падарункам; занясенне на Дошку гонару ўстановы адукацыі; напісанне ліста падзякі законным прадстаўнікам. 9.2. Заахвочванне аб'яўляецца загадам дырэктара. Выпіска з загаду захоўваецца у асабістай справе вучня.
9.3. За здзяйсненне навучэнцам дысцыплінарнай правіны (у тым ліку неаднаразовае парушэнне Статута і Правілаў) устанаўліваецца дысцыплінарная адказнасць, якая выяўляецца ў прымяненні да яго наступных мер дысцыплінарнага спагнання: заўвага; вымова.
9.4. Права выбару меры дысцыплінарнага спагнання належыць дырэктару ўстановы адукацыі.
9.5. Звесткі аб прымяненні меры дысцыплінарнага спагнання даводзяцца да законных прадстаўнікоў непаўналетняга вучня.
10.1. У будынку ўстановы адукацыі вучні абавязаны ставіць прылады мабільнай сувязі (інтэрнэт-сувязі) у рэжым вібравыкліку або бясшумны рэжым.
10.2. У час правядзення вучэбных, факультатыўных, стымулюючых, падтрымліваючых заняткаў, заняткаў у аб'яднаннях па інтарэсах, пазакласных мерапрыемстваў прылады мабільнай сувязі (інтэрнэт-сувязі) павінны знаходзіцца ў прызначаным месцы (скрынцы) ў стане бясшумнага рэжыму.
10.3. Карыстацца прыладай мабільнай сувязі (інтэрнэт-сувязі) падчас вучэбных, факультатыўных, стымулюючых, падтрымліваючых заняткаў, заняткаў у аб'яднаннях па інтарэсах, пазакласных мерапрыемстваў можна толькі з дазволу настаўніка.
10.4. Карыстацца прыладай мабільнай сувязі (інтэрнэт-сувязі) ва ўстанове адукацыі на перапынках паміж заняткамі (тэлефанаваць, адпраўляць паведамленні) вучням дазволена выключна для аператыўнай сувязі з бацькамі (законнымі прадстаўнікамі), братамі (сёстрамі), іншымі блізкімі сваякамі толькі ў выпадках неадкладнай неабходнасці.
10.5. У выпадку аднаразовага парушэння правілаў карыстання сродкамі мабільнай сувязі (інтэрнэт-сувязі), вучань павінен напісаць тлумачальную запіску з указаннем прычыны парушэння сапраўдных Правілаў. Класным кіраўніком (настаўнікам) вучня робіцца запіс у дзённік.
10.6. Пры паўторным факце парушэння правілаў карыстання сродкамі мабільнай сувязі (інтэрнэт-сувязі) ажыццяўляецца канфіскацыя тэлефона ў вучня. Ва ўстанову адукацыі запрашаюцца бацькі (законныя прадстаўнікі), і пасля гутаркі з дырэктарам (членам адміністрацыі) ім вяртаецца сродак мабільнай сувязі (інтэрнэт-сувязі). На вучня накладаецца спагнанне, вызначанае дырэктарам установы адукацыі. РАЗГЛЕДЖАНА
На паседжанні педагагічнага
савета ўстановы адукацыі
Пратакол №____
ад ___________________
В Беларуси прорабатывается внедрение с 1 сентября будущего учебного года 2022-2023 единства в школьной одежде. Об этом сообщил глава Минобразования.
По словам Андрея Иванца, с нового учебного года у всех белорусских школьников могут появится единые элементы школьной одежды в конкретном учебном заведении. Но еще с 2023-го, возможно, все белорусские школьники будут в обязательной школьной форме.
– Рассмотрим возможность введения обязательной школьной формы с 2023 года, – добавил министр. Источник информации ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.
В ходе образовательного процесса во всех видах учреждений общего среднего образования учащиеся І-ХІ классов придерживаются одежды делового стиля. Ношение одежды делового стиля учащимися учреждений общего среднего образования является нормой, которая определяется уставом и правилами внутреннего трудового распорядка учреждения общего среднего образования. В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Кодекса Республики Беларусь об образовании учреждение образования обязано обеспечить разработку и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка учреждения образования.
Образцы одежды делового стиля утверждаются Координационным советом по вопросам одежды делового стиля для учащихся учреждений общего среднего образования (постановление Министерства образования Республики Беларусь и Министерства торговли Республики Беларусь от 19 августа 2013 г. № 77/19 «О Координационном совете по вопросам одежды делового стиля для учащихся учреждений общего среднего образования»).
Школа – это официальное учреждение, поэтому от учащихся требуется деловой официальный вид одежды.
Деловой стиль одежды – это строгий выдержанный стиль одежды, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в учреждениях общего среднего образования. Комплект одежды делового стиля должен быть многофункциональным, гигиеничным, удобным и соответствовать современным направлениям моды.
В школе неприемлемы:
Не допускаются:
Общие принципы создания привлекательного внешнего вида:
Внешний вид должен соответствовать общепринятым нормам делового стиля и исключать вызывающие детали.
Учащиеся должны внимательно относиться к соблюдению правил личной гигиены (волосы, лицо и руки должны быть чистыми и ухоженными).
Одно из главных правил делового человека при выборе одежды, обуви, при использовании парфюмерных и косметических средств – сдержанность и умеренность.
Основной стандарт одежды для всех учащихся – учебный деловой стиль.
Стандарты внешнего вида учащихся