РУС БЕЛ ENG

Областной ресурсный центр

Областной ресурсный центр «Формирование профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия»

 

 

 Актуальность деятельности ресурсного центра и основные направления работы

В настоящее время, когда общество всё больше нуждается в личности с активной гражданской позицией, способной к успешной самореализации в различных видах профессиональной деятельности, организация профориентационной работы в учреждении общего среднего образования приобретает всё большую актуальность.

С 2019 года в государственном учреждении образования «Ольховская средняя школа» расширен спектр работы в данном направлении через реализацию инновационного проекта «Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям». Реализованная модель формирования профессионального самоопределения учащихся позволила учесть накопленный эффективный опыт работы учреждения, и расширить возможности погружения в ту или иную профессию в процессе выполнения индивидуальных образовательных программ учащихся с учётом их образовательных потребностей и потенциальных возможностей посредством технологии образовательного путешествия. Образовательное путешествие как педагогическая технология, позволила преобразовать окружающую среду учреждения образования в среду развития личности, соединить реальное и виртуальное передвижение в пространстве с освоением культурно-исторического опыта человечества. Реализованы индивидуальные образовательные программы учащихся через изучение информации о конкретной профессии, проведение мини-исследований, встречи со специалистами в самом различном формате, посещение предприятий, связанных с изучаемой профессией, профессиональные пробы. Обучающимися создан банк обобщённых материалов (статьи, фотоальбомы, видеоролики и др.) изученных профессий для дальнейшего использования в профориентационной работе учреждением образования.

 Педагогом-психологом налажена системная психолого-педагогическая диагностика. Благодаря  эффективным способам  педагогической поддержки в ситуации выбора профессии проводится коррекция личностного развития с целью подготовки к будущей профессиональной деятельности, оценка возможных внешних препятствий на пути к профессиональным целям и определение путей их преодоления. Педагоги учреждения целенаправленно работали над темами исследований по 7 направлениям, активно презентовали опыт работы на международном фестивале «Познание в сотворчестве», вебинарах и семинарах областного и республиканского уровня.  Практико-ориентированная деятельность педагогов, интерактивные формы работы нашли отражение в авторских проектах образовательных путешествий.

Поэтому основными направлениями деятельности ресурсного центра станут информационная и методическая поддержка образовательного процесса по организации профориентационной работы в учреждении образования через технологию образовательного путешествия, оказание информационно-методической поддержки по вопросам планирования и проведения мероприятий по данной технологии,  распространение перспективного педагогического опыта, ознакомление педагогической общественности с результатами работы.

  Содержание направлений деятельности  областного ресурсного центра

Целевой аудиторией ресурсного центра будут являться заместители по воспитательной работе учреждений, ответственные за организацию профориентационной работы, классные руководители 8-11 классов, педагоги-психологи.

Для обучения заместителей, ответственных за профориентационную работу в УО, ресурсный центр предоставляет:

  1. Учебно-программную документацию по организации модели формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия, и методические рекомендации по внедрению модели.
  2. Организацию семинаров и практикумов на базе РЦ, проводимых администрацией, заместителем по воспитательной работе, педагогом-психологом, педагогами, принимавшими участие в инновации.
  3. Постоянный доступ к электронным ресурсам РЦ.

Для заместителей и классных руководителей:

  1. Обучение посредством семинаров организации функционирования информационно-аналитического центра образовательного путешествия и необходимые для этого материалы.
  2. Банк проектов образовательных путешествий в различные виды профессий.
  3. Пакет индивидуальных образовательных маршрутов и программ учащихся изученных профессий.
  4. Материалы (статьи, презентации, фотоальбомы, видеоролики и др.) по итогам реализации индивидуальных образовательных программ изученных профессий.

Для педагогов-психологов:

  1. Банк диагностик учащихся, их законных представителей и педагогов, необходимый для организации модели формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия.
  2. Банк материалов (статьи, презентации, электронные средства и ресурсы), необходимых в работе педагога-психолога при организации модели формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия.

Ожидаемые результаты работы ресурсного центра:

  1. Повышение профессиональной компетентности администраций учреждений образования и педагогов, в области формирования профессионального самоопределения учащихся.
  2. Разработка методических рекомендаций по внедрению в практику работы модели образовательного путешествия как механизма повышения качества образования, в том числе профориентационной работы в учреждении общего среднего образования.
  3. Презентация опыта учреждения образования на областном уровне по разработке проектов образовательных путешествий, индивидуальных образовательных маршрутов и программ учащихся, их тьюторскому сопровождению.

 

Для деятельности ресурсного центра учреждение образования обеспечено необходимыми материально-техническими ресурсами: функционируют специализированные учебные кабинеты, компьютерный класс, локальная сеть, имеется необходимая копировальная техника, в открытом доступе две интерактивные панели, интерактивная доска с необходимым программным обеспечением, открытый доступ к высокоскоростному интернету, наличие Wi-Fi.  Есть доступ к методическим материалам на «облаке», организовано сетевое общение посредством единой электронной почты, группы Viber, фунционирует сайт учреждения образования.

 

Руководитель  ресурсного центра Кусойть Елена Ивановна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе государственного учреждения образования «Ольховская средняя школа», тел. 8(01591) 74613

 

 

Срок деятельности областного  ресурсного центра – неограничен.

 

свернуть

Нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность ресурсных центров

Локальные правовые документы

Приемная кампания в учреждения высшего образования на 2023 год

Рекомендации психолога в выборе профессии

СОВЕТЫ УЧАЩИМСЯ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

 

При выборе профессии необходимо избегать следующих ошибок:

  • Выбор профессии «за компанию».
  • Подчинено давлению родителей или других родственников, которые могут внушать вам, что тот вариант, который они предлагают, для вас оптимален.
  • Увлечение только внешней стороной профессии.
  • Перенос отношения к человеку - представителю данной профессии на саму профессию. Очень часто личная симпатия к человеку вызывает желание иметь такую же профессию.
  • Устаревшее представления о характере труда, об особенностях той или иной профессии.
  • Отождествление учебного предмета с профессией.
  • Незнание и недооценка своих физических противопоказаний.
  • Неумение разобраться в своих способностях, особенностях характера, мотивах выбора.
  • Предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии.
  • Недостаточное знание профессии.

При выборе профессии нужно:

  • Знать как можно больше профессий, структуру рынка труда;
  • Определиться в своих интересах;
  • Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
  • Иметь основной и запасной варианты профессионального выбора;
  • Иметь (желательно) опыт профессиональных проб.
  • Оценить свои психологические и психофизиологические особенности личности (склонности, способности, темперамент, характер, состояние здоровья);
  • Знать региональную структуру потребности в кадрах, имеющую свою специфику в каждом регионе;
  • Знать содержательные особенности и условия трудовой деятельности.

 

Выбирая профессии, важно:

  • Определить свои способности, возможности, интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении и работе. Это можно сделать, обратившись к школьному психологу. При этом надо помнить, что даже абсолютно полное совпадение имеющихся у вас качеств с желательными качествами для данной профессии, еще не делает вас готовым специалистом. Так как практически каждая специальность требует определенного уровня знаний и умений, то есть профессионального обучения (образования).
  • Получить информацию об интересующих профессиях: содержание работы, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку. Перспективах развития профессий и др.
  • Узнать, в каких учебных заведениях, и на каких условиях можно получить интересующую специальность.
  • Выяснить возможности трудоустройства. Проанализировать собранную информацию, проконсультироваться со специалистом-профконсультантом в центре занятости.

 

Выбирая учебное заведение:

  • Узнайте всё об учебных заведениях, где можно получить выбранную вами специальность.
  • Убедитесь в том, что вы соответствуете требованиям, предъявляемым к поступающим.
  • Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается по окончании.
  • Если учебное заведение проводит собеседование, важно основательно к нему подготовиться. Начните с того, что обдумайте причины вашего выбора и ваши профессиональные интересы. Какими умениями и навыками вы обладаете? Как лучше всего показать, что ваши личные интересы и способности соответствуют месту обучения, на которое вы претендуете?
  • Готовясь к собеседованию, уделите время своему внешнему виду. Опрятности и соответствующей одежде сегодня придается огромное значение.
  • Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.
свернуть

Справочник учреждений образования Республики Беларусь

Сайт в помощь выбора професии - https://kudapostupat.by 

Справочник учреждений образования Республики Беларусь

Официальные сайты о выборе профессии

  • Министерства образования Республики Беларусь: www.edu.gov.by;

  • Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by;

  • Национального института образования: www.аdu.by;

  • Академии последипломного образования: www.academy.edu.by;

  • Республиканского института профессионального образования: www.ripo.unibel.by;

  • Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь: www.giac.unibel.by;

  • Республиканский институт высшей школы: www.rikz.unibel.by;

Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: www.abiturient.by

свернуть

Методическая копилка ресурсного центра