Модель формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия
Модель формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия.
Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом индивидуальных особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. Особенно это актуально в настоящее время, когда общество все более нуждается в личности с активной жизненной позицией, умеющей самостоятельно приобретать знания и оперировать ими, способной к успешной самореализации в различных видах профессиональной деятельности, при этом ориентированной на культурные общечеловеческие ценности. Рыночные отношения требуют подготовки компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные устремления, саморазвиваться на протяжении всей жизни. В связи с этим особую значимость приобретают вопросы достижения обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов. В числе личностных результатов находится и профессиональное самоопределение, подразумевающее осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в сложном мире профессий и профессиональных предпочтений.
Стандартный подход к организации профориантационной работы, который ограничивается проведением экскурсий в учреждение среднего специального и высшего образования (дни открытых дверей), беседами с их представителями, проведение профориентационой диагностики, не приносит ожидаемого результата. Далеко не каждый взрослый, сможет целый час концентрировать свое внимание на информации о количестве поступивших, конкурсе на место, числе открытых специальностей и мест дальнейшего трудоустройства, материально-техническом оснащении учреждения. Несомненно, эта информация важна, но преподносить ее нужно в соответствии с возрастными особенностями учащихся - порционно, четко с интеграцией в активную деятельность. Для решения данной проблемы существуют различные образовательные модели и технологии. На наш взгляд, более результативной является технология образовательного путешествия.
Убедиться в эффективности данной технологии в вопросах профориентационной деятельности педагогический коллектив нашего учреждения смог в результате реализации инновационного проекта «Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям». (Сроки реализации: август 2019 года – июнь 2021 года).
Проведенный мониторинг образовательной деятельности учащихся по итогам реализации инновационного проекта определил положительную динамику в уровнях сформированности метапредметных компетенций учащихся: проблемно-поисковых и информационных компетенций +21%, регулятивных +19 %, учебно-познавательных +10%, коммуникативных +4%. Наблюдается тенденция роста сформированной профессиональной идентичности среди учащихся учреждения образования. Профессиональные планы у 80% учащихся-выпускников определены в результате осмысленного самостоятельного решения.
Многие учреждения общего среднего образования имеют кадровые, организационно-управленческие и материально-технические ресурсы, схожие с ресурсами Ольховской средней школы. Поэтому апробированная в наших условиях модель может стать принадлежностью других школ и гимназий, может быть успешно введена в образовательный процесс. Смысл данной работы состоит в реализации новых возможностей для решения проблемы повышения качества образовательного процесса на основе личностного самоопределения учащихся.
Материалы рекомендованы: методистам, руководителям учреждений образования, заместителям руководителей, учителям, исполняющим функции классных руководителей, учителям-предметникам.