Описание модели
Модель формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия
В основе разработки модели формирования профессионального самоопределения обучающихся лежит технология образовательного путешествия, концептуальными положениями которой являются:
культурно-антропологические теории, базирующиеся на универсальном знании о человеке и законах развития культуры;
современные философские представления о методах познания, приобщения к культуре, социальной адаптации в ситуации неопределенности общественного развития;
теоретико-методологические основы современных педагогических концепций, рассматривающих философско-концептуальные, социокультурные, психолого-педагогические аспекты совершенствования образовательного процесса;
психолого-педагогические теории, разрабатывающие представления о личности как о субъекте образовательного процесса, идеи развития личности, связанные со становлением субъективного опыта человека, концепции развивающего обучения;
культурологические исследования, обосновывающие целостность и един-ство культурного пространства и его восприятие как единой системы; разрабатывающие и исследующие семиотические модели пространства культуры, их структурные элементы.
Теоретические основы модели формирования профессионального само-определения учащихся представлены в работах В.И. Блинова, Н.И. Запрудского, Е.А. Климова, H.A. Лупановой, И.С. Сергеева, Н.С. Пряжникова и др.; фундаментальных теоретических исследованиях по обеспечению психолого-педагогических условий для активного включения каждого учащегося в проектную и исследовательскую деятельность, познанию в сотрудничестве (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, К. Денек, В.К. Дьяченко, Н.И. Запрудский, В.Т. Кабуш, C. Кон, Т.А. Лопатик, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, В.В. Позняков, М. Рендон, В. В. Репкин, В.В. Рубцов, Т.М. Савельева, В.В. Сериков, М. Фуко, А.В. Хуторской, В.А. Шаповалов, И.С. Якиманская и др.).
Обоснованием содержательно-процессуальной модели профессионального самоопределения личности являются следующие методологические положения:
осознание ценности общественно полезного труда и необходимости про-фессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения);
ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда;
общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели — мечты;
определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели;
информирование о профессиях и специальностях, соответствующих про-фессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства;
представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив;
наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения;
начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов по принципу обратной связи [22].
В основе характеристики профессионального самоопределения и качества профессиональных планов подростка лежит «восьмиугольник основных факторов выбора профессии Е.А. Климова»:
учёт своих склонностей (по сравнению с интересами, склонности более устойчивы);
способностей, внешних и внутренних возможностей;
престижности выбираемой профессии;
информированности о ней;
позиции родителей;
позиции одноклассников, друзей и сверстников;
потребностей производства («рынка»);
наличие определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей – с личной профессиональной перспективы.
Образовательное путешествие, направленное на познание мира профессий, может стать эффективным средством профессионального самоопределения учащихся.
В Республике Беларусь направления работы учреждений образования по формированию профессионального самоопределения учащихся определяют следующие нормативные правовые акты, приказы и инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь:
Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З;
Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь: [утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2014 № 15/27/23];
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Рес-публике Беларусь: [утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 15.07.2015 № 82];
Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021–2025 годы: [утв. постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 31.12.2020 № 312];
приказ Министерства образования Республики Беларусь от 19.01.2017 № 21 «О совершенствовании организации шестого школьного дня»;
о проведении информационных и классных часов. Приложение 1 к Ин-структивно-методическому письму «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.by – Дата доступа 03.01.2019;
методические рекомендации по организации работы с учащимися, родителями учащихся (законными представителями) по учебным предметам, мероприятий профориентационной направленности в шестой школьный день (Министерство образования Республики Беларусь).
На основе данных документов в стране сложилась определённая система профориентационной работы в учреждениях общего среднего образования (создание профильных классов, проведение профессиональных проб, организация мультипрофильного обучения, тематические информационные и классные часы, факультативные и стимулирующие занятия, экскурсии на предприятия и др.). В предлагаемой модели формирования профессионального самоопределения учащихся учитывается накопленный эффективный опыт работы и расширяются возможности погружения в ту или иную профессию в процессе реализации индивидуальных программ личностного роста учащихся с учётом их образовательных потребностей и потенциальных возможностей посредством технологии образовательного путешествия.
Модель формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия предназначена для учащихся учреждений общего среднего образования (ІІ-я и ІІІ-я ступени обучения). Основной целью внедрения модели является формирование профессионального самоопределения учащихся в процессе реализации индивидуальных программ личностного роста по ознакомлению с различными профессиями посредством технологии образовательного путешествия.
Образовательное путешествие в одну из профессий может быть организовано для учащихся одного класса или для учащихся разных классов, интересующихся данной профессией. Образовательных путешествий в течение учебного года может быть несколько. Продолжительность образовательного путешествия в профессию обусловливается ее спецификой, возрастом учащихся, уровнем сформированности их метапредметных компетенций и др. Выбор профессии для её освоения определяется с помощью опроса, анкетирования и др. Погружение в профессию происходит в процессе реализации индивидуальной программы личностного роста в рамках образовательного путешествия. Индивидуальные образовательные программы по освоению профессии разрабатываются с учётом образовательных потребностей и потенциальных возможностей учащихся. Реализация индивидуальных программ личностного роста проходит во внеурочной деятельности, на факультативных и учебных занятиях (в соответствии с темами учебной программы).
Структура модели формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия представляет собой систему взаимодействия всех участников образовательного процесса (руководителей учреждения образования, педагогических работников, учащихся, их родителей (законных представителей).
Для реализации модели в учреждении общего среднего образования создаётся информационно-аналитический центр образовательного путешествия (далее ИАЦ ОП) из числа педагогических работников; учащихся, владеющих метапредметными компетенциями; родителей (законных представителей) учащихся, социальных партнёров учреждения образования и представителей изучаемой профессии.
Таблица 1. – Информационно-аналитический центр ГУО «Ольховская средняя школа» «5 шагов к выбору профессии «Продавец»
При реализации проекта образовательного путешествия в профессию в учреждении образования проводится психолого-педагогическая диагностика (собеседование, анкетирование, тестирование и др.) учащихся с целью выявления образовательных потребностей и потенциальных возможностей учащихся. В диагностике принимают участие руководители учреждения образования, педагог-психолог, социальный педагог, учителя, работающие в данном классе, родители (законные представители). На основе результатов проведенной диагностики определяются дальнейшие шаги по организации образовательного путешествия в будущую профессию для удовлетворения интересов и образовательных потребностей каждого учащегося.
Знакомство с профессией происходит в процессе реализации индивидуальной программы личностного роста при выполнении определенных ролевых действий.
Таблица 2. – Деятельность учащихся в рамках реализации проекта «Продавец-профессия будущего» в соответствии с выбранной ролью
Если профессия связана со знанием естественно-математических наук, роли могут быть другими: физики, химики, биологи, математики, аналитики и др. После выбора профессии, учащиеся распределяются по группам в соответствии с образовательными потребностями. В состав группы входят также педагог с тьюторской позицией, учащийся из ИАЦ ОП, представитель данной профессии и др.
Группа разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут по ознакомлению с определённой профессией. Затем под руководством учителя на основе данного маршрута разрабатываются индивидуальной программы личностного роста для каждого участника образовательного путешествия в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями. Продукты, полученные в процессе реализации индивидуальной программы личностного роста, обобщаются и представляются в ИАЦ ОП.
Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов и программ проводится в соответствии со следующими этапами.
1. Целеполагающий – постановка цели и задач по ознакомлению с профессией;
2. Проектировочный – разработка коллективного образовательного маршрута с обозначением контрольных точек выполнения определённых заданий; выбор роли для ознакомления с профессией; разработка индивидуальных образовательных программ в рамках образовательного путешествия в будущую профессию в соответствии с выбранной ролью и учётом потенциальных возможностей учащихся.
3. Реализационный – поиск и изучение информации о конкретной профессии; проведение мини-исследований встречи со специалистами в самом различном формате; посещение предприятий, связанных с изучаемой профессией; профессиональные пробы (по возможности); фиксация результатов выполнения задания в контрольных точках; отбор и систематизация изученного материала.
4. Аналитико-рефлексивный – анализ, само - и взаимооценка и обобщение полученного продукта; представление материалов в ИАЦ ОП.
5. Обобщающий – внесение коррективов, подготовка презентационного материала, самоопределение учащегося и обоснование целесообразности в дальнейшем продолжать осваивать данную профессию.
Итоговый продукт реализации индивидуальной программы личностного роста учащихся может быть представлен во время фестиваля, конференции, ярмарки, выставки; в виде стендового доклада; размещения на школьном сайте и др.
Профессиональное самоопределение учащихся происходит в процессе реализации индивидуальных программ личностного роста при погружении в определённую профессию. При подведении итогов в конце образовательного путешествия учащийся делает вывод, насколько она ему интересна, нужна, важна; что необходимо для того, чтобы её освоить. Однако может произойти и обратное, т.е. данная профессия ему неинтересна, или он не сможет ею овладеть ввиду своих индивидуальных психофизических особенностей. В таком случае учащийся выбирает себе образовательное путешествие в другую профессию.
Важно, что в процессе образовательного путешествия у учащихся формируются следующие метапредметные компетенции:
учебно-познавательные – совокупность умений учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; работа с учебными моделями, использование знаково-символических средств, общих схем решения поставленных задач;
проблемно-поисковые, обеспечивающие самостоятельную деятельность учащихся по решению возникающих проблем (умение видеть проблемы, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить теоретические и практические исследования, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить сообщения, презентации, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
информационные, включающие владение современными средствами информации и мультимедийными технологиями, понимание возможности их применения и критическое отношение к информации, распространяемой СМИ; владение текстовой культурой (поиск, анализ и отбор актуальных информационных материалов из различных источников, их систематизация, определение ценности для процесса приобретения — передачи знаний);
регулятивные, обеспечивающие учащимся организацию их учебно-познавательной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, самоконтроль, самооценка, саморегуляция.
коммуникативные, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Владение метапредметными компетенциями позволит в дальнейшем более глубокому освоению выбранной профессии.
Важное значение в процессе реализации данной модели придаётся также формированию и личностных качеств учащихся, таких как способность к критике и самокритике; умение управлять собственным поведением, обладание высоким уровнем регуляции своей деятельности, эмоциональной устойчивостью; умение контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и эффективно реагировать на изменение обстоятельств, принимать решения; владение навыками здоровьесбережения и самосохранного поведения; умение проявлять деликатность и тактичность; умение осуществлять осмысленный ценностный выбор; способность к рефлексивному контролю и адекватной самооценке.
Ожидаемые личностные результаты можно определить следующим образом:
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Для получения ожидаемых результатов образовательное путешествие важно организовать таким образом, чтобы в процессе его реализации учащиеся не только осваивали ту или иную профессию, но и открывали для себя личностные смыслы. Поэтому путешествие необходимо выстраивать на принципах педагогической эргономики, гуманной педагогики, придавать эмоциональную окраску открывающимся новым знаниям.
Таким образом, реализация модели формирования профессионального самоопределения учащихся посредством технологии образовательного путешествия в учреждении общего среднего образования будет способствовать формированию у учащихся:
профессионального самоопределения;
метапредметных компетенций;
общего личностного развития
Критерии и показатели эффективности реализации модели